43
Цыгане среднеазиатские
Территориальное расположение и численность

Основными регионами расселения выступают пригороды крупных населенных пунктов Таджикистана и Узбекистана. Крупные поселки люли в Узбекистане расположены вблизи Самарканда, Ташкента, Бухары. Таджикские представители народности живут в населенных пунктах Варзобе, Хисоре, Пенджикенте, Шахринаве, Турсунзаде.

В России же, согласно данным переписи населения 2020 года, проживает всего 12 представителей этого народа: 5 в Новосибирской облaсти, 2 в Московской области и по представителю в Марий Эл, Пермском крае, Оренбургской, Саратовской и Челябинской облaстях. 

Религия

Люли считают себя мусульманами-суннитами, на практике слабо представляя особенности веры. Одна из неукоснительно соблюдаемых мусульманских традиций в среде люли — обрезание. Большинство не соблюдает намаз, мусульманские посты, не отмечает религиозные праздники. Из-за повальной неграмотности (школьное образование получило порядка 10%-30% представителей народности) люли не читали Коран. Женщины не закрывают лицо, обладают гораздо большей свободой по сравнению с мусульманками Средней Азии. Они свободно вступают в беседу с мужчинами, вмешиваются в общие разговоры, сидят за общим столом, участвуют в решении общественных вопросов.

Язык

Язык бытового общения люли различается в зависимости от региона проживания. Основной состав народа двуязычен: владеет таджикским (иранские корни), узбекским (тюркская основа) языками. В языке люли присутствует незначительный пласт лексики цыган рома. Многие люли в значительной степени овладели русским, поскольку приезжают в Россию на сезонные, длительные заработки.

Особенно интересен собственный, известный исключительно люли, тайный язык, называемый «арабча», «лавзи мугат». Суть языка состоит в замене общеупотребительных местных слов на видоизмененную лексику других языков. Создан «арабча», чтобы окружающие не понимали сути разговора, что позволяет тайно для остальных обсуждать друг с другом собственные дела. Факт использования тайного языка — один из важнейших культурных аспектов, доказывающий родственные связи люли и ветвей восточноевропейских цыган.

Традиционная и современная культура

Национальный костюм

Одежду люли переняли у таджикского, узбекского населения. Мужчины носят халаты и широкие штаны, на голову надевают тюбетейки, на которые наматывают чалму. В женском костюме отсутствуют характерные для европейских цыган широкая юбка и шали. Костюм среднеазиатской цыганки отличается от узбекского только большим предпочтением к ярким расцветкам, необычным по пестроте и сочетанию цветов. Цыганки имеют большую склонность к различным украшениям - кольцам, серьгам, браслетам, ожерельям, но и эти предметы утратили национальное своеобразие. Голову покрывают платком, паранджу и чачван не носят. Сегодня чаще покрывают голову на мусульманский манер, поскольку это приносит больший доход при попрошайничестве.

Тaтуировки

Они наносят татуировки на лицо, руки, ноги и иногда на грудь. Это означает, что они цыгане, что это отличает их от узбечек или таджичек. В основном, мугaты укрaшaют себя точкaми, кругaми; может быть крест, полумесяц, но в основном это точки. Эта традиция пришла из Индии - те цыгане, которые пришли с Бабуром, как раз обладали этими татуировками, и теперь их сохраняют много поколений, несколько веков. Но сейчас эта традиция уже исчезает. Эти татуировки остались, в основном, у женщин после 60 лет. Молодежь их делать не хочет. 

Быт

Семейный уклад

Браки заключались, как правило, внутри табора, на сторону девушку отдавали редко. Выходили замуж рано — в 12-15 лет. У люли/джуги было распространено многоженство. После появления первого ребенка справлялся обряд лачак бандон - повязывание головного убора замужней женщины. На сбор подаяния цыганка обычно выходила только после совершения этого обряда.

Женщины, по сравнению с окружающими мусульманками, были более свободны, не носили паранджу и чачван, нередко сбегали из своих семей. На пирушках мужчины и женщины праздновали вместе, женщины не стеснялись посторонних мужчин, не прятались от них, свободно включались в мужской разговор, что среднеазиатский этикет категорически запрещает. В семьях было много детей, но детская смертность была высокой.

Возраст совершеннолетия наступает в 16 лет: с этого времени юноша может официально выбрать жену, попросить благословения родителей на брак. На практике брачный возраст наступает раньше, с 13-15 лет. Известны случаи женитьбы детей в возрасте 10-12 лет.

Существуют разные формы брака:
1. По сговору — традиционный вариант. При наступлении брачного возраста юноша указывал родителям понравившуюся девушку. Если родственников кандидатура невесты устраивала, в дом потенциальной супруги направляли сватов. Родня невесты смотрела в первую очередь на благосостояние семьи жениха. Если материальное положение устраивало — оговаривали размер выкупа, назначали день свадьбы.

2. Сбеганием. К этому варианту прибегают в случае, когда обе семьи не согласны на брак. После сбегания влюбленные прячутся в доме родственников жениха, у друзей. Даже после одной ночи, проведенной в таком положении, девушка считается опороченной, поэтому у родителей не остается иного выхода, как согласиться на брак. Воздействием на родных жениха выступает старейшина рода. Согласно традиции, мужчина, пообещавший женщине верность в любви, должен отвечать за слова, иначе род ждет позор.

3. Люлечный, обменный брак. Иногда родители сватают детей в детском, младенческом возрасте, а впервые молодожены видят друг друга лишь на свадьбе. Практиковался обмен детьми из семьи в семью, что позволяло избежать уплаты выкупа.

свaдьбa.jpg

Главой семьи люли считается мужчина, однако основным «добытчиком» выступает женщина. Ежедневно вместе с детьми жена уходит за добычей милостыни, мужчина занимается домом. Детей с раннего детства приучают к попрошайничеству: чем раньше ребенок научится себя кормить, тем лучше. Девочки занимаются промыслом на протяжении всей жизни, мальчики с 12 лет остаются дома с отцом. Даже во время свадебной церемонии невеста клянется «кормить и обеспечивать мужа до последнего вздоха».

Все изменилось с приходом девяностых. В городах меньше стали давать милостыню женщинам-цыганкам, и мужчины вышли на заработки: стали собирать металлолом, макулатуру, пластмассу, пластиковую тару. Многие целыми семьями стали ездить на заработки в соседние Казахстан и Россию, где устраивались на сезонную работу: мужчины — дворниками, садовниками, разнорабочими; женщины — на сбор фруктов и овощей, помощницами по хозяйству.

Занятия

Основным занятием люли во все времена выступало попрошайничество. У народа существует легенда. Когда Аллах раздавал народам богатство, мугат золота не досталось, поэтому люли просят причитающуюся часть у других. Зазорным занятие народ не считает, воспринимая его как работу. Исследователи придерживаются двух основных версий, относительного подобной черты менталитета:

- Люли — выходцы из низших индийских каст, в том числе неприкасаемых, исторически живших подаяниями.
- В древнеиндийских верованиях одаривание просящих благотворно влияло на карму. Поскольку люди обязаны давать, значит должна существовать каста, принимающая милостыню.

Несмотря на версию происхождения люли от индийских артистов и музыкантов, в отличие от цыган рома, народ не зарабатывает на жизнь выступлениями. Основным занятием цыган-мужчин в северных районах Средней Азии было разведение и торговля лошадьми, они также делали разные изделия из конского волоса, в первую очередь чачван (сетки, которыми закрывались лица среднеазиатских мусульманок). Кое-где держали борзых собак и торговали их щенками. Кроме того, люли/джуги специализировались в деревообрабатывающих ремеслах — изготовлении деревянных ложек, чашек, другой мелкой хозяйственной утвари. Когда-то в прошлом цыгане занимались также продажей рабов и изготовлением местной водки-бузы, что составляло немаловажную статью дохода. В южных районах Средней Азии мужчины были ювелирами, мастерили браслеты, колечки, сережки и пр., иногда ремонтировали металлическую и деревянную посуду.

Женщины-цыганки занимались мелкой бакалейной торговлей — продавали парфюмерию, нитки, иголки и пр., а также ремесленные изделия своих мужей. Они же, точнее некоторые из них, занимались гаданием на зеркале и чашке с водой, ворожбой — предсказывали будущее, определяли место, где могут находиться потерянные вещи и т.д. Среди них были те, кто занимались врачеванием (в частности кровопусканием), и население охотно шло к ним лечиться. В некоторых таборах женщины шили тюбетейки и пояса.

scale_1200 (10).webp

Жилье

Традиционно они вели бродячий образ жизни, кочуя таборами (туп, тупар) от 5-6 до 10-20 шатров, останавливаясь близ деревень и живя в одном месте 3-5 дней. Летний шатер представлял собой обычный навес для тени, который держался на одном шесте. Зимний шатер (чадыр) состоял из бязевого полотнища, накинутого на 2-3 вертикальных шеста, края полотнища укреплялись на земле колышками. Для обогрева служил костер, раскладываемый в шатре в небольшом углублении ближе к выходу. Предметы обихода — кошмы, одеяла, деревянная посуда — были приспособлены к перекочевкам. У каждой семьи была лошадь.

Зимой эти «истинные дети природы», как выражались в XIX в., нередко арендовали дома или хозяйственные постройки у жителей какого-нибудь кишлака. Во многих среднеазиатских городах были целые кварталы или пригородные поселки, которые образовались из таких зимовок. Были также селения — например, Мультани-кишлак в окрестностях Самарканда — где на зиму собиралось до 200 цыганских семей. Постепенно они превратились для многих люли/джуги в места постоянного проживания.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.